Verification: 56e52e1e21d112f8 Франция- Главная страница Персональный сайт - Культура Франции
                                      


Меню сайта

Search

Статистика

free counters


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа




   
    Культура Франции 

Культура Франции своими корнями уходит в X век, к которому относится появление Западно-франкского государства, образованного в результате распада империи Карла Великого. В процессе развития французской средневековой литературы сформировались многие жанры и направления, которые стали общими для всей европейской литературы. Первые дошедшие до нас памятники носят религиозный характер, например "Кантилена о святой Евлалии" (IX век). В IX веке жил философ Скот Эриуген, труды которого во многом определили дальнейшее развитие философской мысли в Европе. К концу X века под влиянием местных и заимствованных у римлян приемов складывается французская архитектура романского стиля. Ведущую роль в романском стиле играла церковная архитектура, отличавшаяся суровостью форм. Примерами таких сооружений являются: аббатство Клюни (910 г.), церкви Сен-Филибер в Турню (979-1019 гг.) и другие. Живопись и скульптура этого времени представлены во Франции фресками и скульптурными изображениями святых, украшающих церкви и соборы. Устная народная поэзия XI века, к которой относится "Песнь о Роланде" легендарном полководце, погибшем в сражении с басками в 778 году. Это произведение героического эпоса, явилось начальной точкой отсчета в формировании всей культуры Франции и оказало определяющее влияние на создание и развитие большинства европейских национальных культур. В это же время получила свое развитие философия, выдающимся представителем которой был Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) - создатель теории "номинализма", определившей основу развития общеевропейской философской мысли в средние века.

С конца XI века на смену героическому эпосу приходит рыцарская литература и лирика трубадуров. Творчество Бертрана де Борна (1140-1215 гг.), Бернарда де Вентадорна, Арнаута Даниэля легло в основу мировой поэзии, а провансальский язык, на котором они писали, стал международным языком поэтов XIII века. В конце XII века в связи с объединением страны и роста городов получает развитие городская литература. Образцом дидактического произведения является "Роман о розе", авторы Гильом де Лоррис и Жан де Мён. Драматические произведения этого времени носили в основном религиозный характер "Игра о святом Николае" Боделя, 1200 год, но были уже и пьесы, выдержанные в реалистическом плане, например "Игра в беседке" 1262 год и "Игра о Робене и Марион", 1283 год. В XII веке был открыт Парижский университет, который получил в дальнейшем название Сорбонны. В XIII - XIV веках основаны университеты в Тулузе, Гренобле, Доле, Кане, Пуатье, Бордо. В XIII - XIV веках Гильом де Машо (1300 - 1377 гг.) и Эсташ Дешан (1340 - 1407 гг.) явились основоположниками таких стихотворных форм, как баллада, королевская песнь, рондо и другие, которые стали общими для всей европейской поэзии. В средние века в развитие общеевропейской философии неоценимый вклад внес Фома Аквинский - яркий представитель средневекового аристотелизма.

В XII веке во французской архитектуре рождается новый стиль - готика, который становится общеевропейским. Готические соборы, строившиеся поколениями мастеров, ознаменовали высшую ступень средневекового зодчества. Их отличает устремленность ввысь и богатая пластическая обработка камня. Памятниками ранней готики являются такие, как церковь аббатства Сен-Дени под Парижем (1137-1144 гг.), собор в Лане (1160-1215 гг.), собор Нотр-Дам в Париже (1163-1257 гг.). Лучшими памятниками зрелой готики являются соборы в Шартре (1194-1260 гг.), Бурже (1200-1342 гг.) и другие. Живопись и скульптура средневековья были тесно связаны с готической архитектурой и ей определялись. Скульптура стала неотъемлемой частью архитектуры, она покрывала порталы соборов, заполняла ниши и галереи. Монументальная живопись в готических соборах была вытеснена витражами, беспримерными по силе цвета, составлявшими циклы не только религиозного, но и светского содержания.

В XV - XVI веках эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом французской культуры, которая наряду с итальянской послужила основой для развития национальных культур всей Европы. Французская философия и литература Возрождения представлены такими титанами, как Рабле (1494-1553 гг.), Вийон (1431-1463 гг.), Ронсар (1524-1585 гг.), Монтень (1533-1592 гг.), которые оказали огромное влияние на формирование гуманистических принципов общеевропейского масштаба.

Основным центром французского искусства начальной стадии эпохи возрождения была Бургундия. В миниатюрах братьев Лимбург (1416-1434 гг.), сочетавших изысканность и хрупкость фигур с живым изображением сельских работ и природы, в скульптурах Слютера (умер в 1406 г.) и де Верве (1380-1439 гг.), в конкретных жизненных чертах алтарных картин Мануэля и Брудерлама и других активно утверждается земной, реальный мир. В середине XV века Фуке (1420-1477 гг.) создал новое направление в живописи - реалистическое. Он разрабатывал анатомию и перспективу, исполнял точные портреты, миниатюры с полными движения драматическими сценами.

Одновременно с ним, крупнейшими мастерами реалистического искусства были Шаронтон (родился в 1410 г.), Фроман (1435-1484 гг.) и другие.

В XVI веке в период собственно Возрождения под влиянием античности и итальянского искусства во Франции созданы собственные направления в архитектуре, живописи и скульптуре. Произведения авторов этого времени проникнуты светским жизнерадостным духом. Виднейшими представителями этой эпохи являются: 
- в архитектуре: Делорм (1512-1570 гг.), Экуан (1531-1552 гг.) и другие- в скульптуре: Гужон (1510-1568 гг.), Пилон (1535-1590 гг.), Ришье (1500-1567 гг.) и другие- в живописи: Клуэ Младший (1485-1540 гг.), его сын Клуэ (1522-1572 гг.), Кенель (1545-1619 гг.) и другие. 
Музыкальное возрождение сложилось в XIV веке как направление Арс Нова. В последующем столетии получают развитие различные жанры светского музыкального искусства. Эпоха Возрождения завершилась созданием самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни. В то же время возникает опера, как попытка воскресить античный театр. Виднейшими представителями музыкального искусства Франции этого времени явились: де Машо (1300-1377 гг.), Филипп де Витри (1291-1361 гг.), Котле (1531-1606 гг.), де Сермизи (1490-1562 гг.), Жакенен (1490-1559 гг.) и др.Театр эпохи Возрождения представлен такими мастерами, как Жодель (1532-1573 гг.), Гарнье (1534-1590 гг.) и др. 
Французские ученые эпохи Возрождения такие, как Френель (1497-1558 гг.), Белон (1517-1564 гг.) внесли огромный вклад в развитие естественных наук.

XVII век во Франции был временем, когда в общественной жизни нарастали тенденции перехода в новую общественно-экономическую формацию: от феодальных отношений к буржуазным, что нашло отражение и в культуре того времени. В это время такие известные моралисты, де Ларошфуко (1613-1680 гг.) и де Лабрюйер (1654-1696 гг.), своими философскими сочинениями закладывали основы всей буржуазной философии Европы. Выдающийся мыслитель этого времени - Декарт (1596-1650 гг.), философия которого оказала сильное влияние на развитие философской мысли Европы.

Литература XVII века характеризуется преобладающим влиянием классицизма, родоначальником которого явился Малерб (1555-1628 гг.), провозгласивший необходимость строгих правил в поэзии, четкости поэтического языка. В 1634-35 годах во Франции была создана академия, которая объединила литераторов и содействовала формированию классицизма как официального общегосударственного стиля. XVII век в литературе - это Корнель (1606-1684 гг.), Расин (1639-1699 гг.), Мольер (1622-1673 гг.), де Лафонтен (1621-1695 гг.), Перро (1628-1703 гг.) и другие.

В 1648 году была образована академия живописи и скульптуры, в 1671 году - архитектуры. В это время в архитектуре блистали такие имена, как Лемерсье (1585-1654 гг.), Брюан (1635-1697 гг.), Лево (1612-1670 гг.) и многие другие. В живописи - Пуссен (1594-1665 гг.), Лоррен (1600-1682 гг.), Бурдон (1616-1671 гг.) и др. В скульптуре - Лебрен (1619-1690 гг.), Жирардон (1628-1715 гг.), Пюже (1622-1694 гг.) и др.В 1666 году была образована французская академия наук. В 1627 году было положено начало Ботаническому саду, при котором был Музей естественной истории. С такими именами французских ученых XVII века, как Декарт (1596-1650 гг.), Ферма (1601-1665 гг.), Роберваль (1602-1675 гг.), Паскаль (1623-1662 гг.), связаны крупные достижения в области математики.

XVIII век - это французская буржуазная революция и эпоха Просвещения. В философии - это Монтескье (1689-1755 гг.), Вольтер (1694-1778 гг.), Дидро (1713-1784 гг.), Гельвеций (1715-1771 гг.), Гольбах (1723-1789 гг.), Руссо (1712-1778 гг.).

Монументальным памятником просветительской мысли XVIII века является "Энциклопедия", выпущенная в 1751-1774 годы и состоящая из 35 томов. В её создании принимали участие все известные деятели того времени. Трудно переоценить тот вклад, который внесла Франция в XVIII веке в общемировую культуру.

Живопись XVIII века - это утонченное рококо, представленное художниками: Буше (1703-1770 гг.), Натье (1685-1766 гг.), Друэ (1727-1775 гг.) и другие, скульптура: - Лемуан (1704-1778 гг.). В искусстве XVIII века складывается новое направление - классицизм, его представители в архитектуре: Сервадони (1695-1766 гг.). Суфло (1713-1780 гг.), Луи (1735-1807 гг.) и другие, в живописи - Шарден (1699-1779 гг.), Латур (1704-1788 гг.), Моро (1740-1806 гг.), Фрагонар (1732-1806 гг.) и другие, в скульптуре - Фальконе (1716-1791 гг.), Бушардон (1698-1762 гг.), Гудон (1741-1828 гг.) и другие.

В области естественных наук XVIII век дал миру великих французских ученых: Руэль (1703-1770 гг.), Лавуазье (1743-1794 гг.), Кулон (1736-1806 гг.), Лаплас (1749-1827 гг.), Бертолле (1748-1822 гг.) и другие. Франция - родина метрической системы мер, принятой декретом Конвента в 1793 году. В ее разработке приняли участие Деламбр (1749-1833 гг.) и Мешен (1744-1804 гг.).XIX век во Франции - это целая эпоха в мировой культуре. С именами французских ученых связаны крупные достижения в области физико-математических наук, Лежандр (1752-1833 гг.) - труды по интегральному исчислению, Коши (1789-1857 гг.) - теория функций комплексного переменного, Галуа (1811-1832 гг.) теория групп и поля, и многие другие. Большое значение для развития математической физики имели труды Фурье (1768-1830 гг.). Ценные работы по математике, механике, математической физике принадлежат Пуансо (1777-1840 гг.), Пуассону (1781-1840 гг.), Понселе (1788-1867 гг.). В физике - Френель (1788-1827 гг.), Араго (1786-1853 гг.), Гей-Люссак (1778-1850 гг.), Пти (1791-1820 гг.), Ампер (1775-1836 гг.), Фуко (1819-1891 гг.), Беккерель (1820-1891 гг.). Такие перечни можно продолжать по всему разделам естественных наук, достаточно вспомнить, такие имена как Кюри (1859-1906 гг.), Пуанкаре (1854-1912 гг.), чтобы понять каков вклад французской науки в развитие мирового научного и технического потенциала. 
Французская философия представлена в XIX веке трудами таких философов, как Лашелье (1832-1918 гг.), Бутру (1845-1921 гг.), Бергсон (1859-1941 гг.).Идейным и художественным направлением во французской культуре первой половины XIX века был романтизм. Он отразил разочарование в итогах Великой французской революции. В этом течении общественной мысли интерес к национальному прошлому сочетался со стремлением к созданию универсальной картины мира.

Писателями, развивавшими это направление в своем творчестве, были: Шатобриан (1768-1848 гг.), де Сталь (1766-1817 гг.), Нодье (1780-1844 гг.), Ламартин (1790-1869 гг.), Гюго (1802-1885 гг.), Дюма (1803-1870 гг.), Жорж Санд (1804-1876 гг.) и другие.

В 20-е годы XIX века начинает складываться художественный метод критического реализма. Это направление в литературе представлено такими писателями и поэтами, как Стендаль (1783-1842 гг.), де Бальзак (1799-1850 гг.), Мериме (1803-1870 гг.), Флобер (1821-1880 гг.), Бодлер (1821-1867 гг.), Готье (1811-1872 гг.) и многие другие. Общественная жизнь Франции в период Второй империи и Третьей республики получила замечательное отражение в творчестве выдающихся писателей Золя (1840-1902 гг.) и де Мопассана (1850-1893 гг.). Начало XIX века в изобразительном искусстве и архитектуре во Франции прошло под знаком классицизма как основного художественного направления.

В живописи это направление развивали Давид (1748-1825 гг.), Энгр (1780-1867 гг.), Прюдон (1758-1823 гг.), Гро (1771-1835 гг.), в скульптуре - Шоде (1763-1810 гг.), Шинар (1756-1813 гг.). В архитектуре на первый план выступает внешняя сторона классицизма стиль ампир, его представителями являлись Лепер (1761-1844 гг.), Виньон (1763-1828 гг.), Шальгрен (1739-1811 гг.) и другие.

В 30-х годах во Франции начинается расцвет реализма, к этому направлению относятся художники: Коро (1796-1875 гг.), Добиньи (1817-1878 гг.), Курбе (1819-1877 гг.), Милле (1814-1875 гг.) и другие. В 60-х годах появляется группа живописцев, позднее названная импрессионистами, вклад которых в мировое искусство трудно переоценить, это: Ренуар (1841-1919 гг.), Мане (1832-1883 гг.), Дега (1834-1917 гг.), Писсарро (1830-1903 гг.) и другие.

В архитектуре в XIX века французские архитекторы новаторски применяли металлические конструкции, ярким примером такого использования служит Эйфелева башня архитектора Эйфеля (1832-1923 гг.), Центральный рынок, архитектор Бальтар (1805-1874 гг.) и другие.

Во Франции основными направлениями философии XX века стали: неокритицизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, которые получили свое развитие в трудах таких философов, как Ренувье (1815-1903 гг.), Сартр (1905-1980 гг.), Камю (1913-1960 гг.), Мунье (1905-1950 гг.) и другие.

В изобразительном искусстве Франции XX века присутствовали следующие направления: неоимпрессионизм, сюрреализм, постмодернизм, реализм и другие. Художники XX века: Пикассо (1881-1973 гг.), Утрилло (1883-1955 гг.), Дюфи (1877-1953 гг.) и многие другие.






Copyright MyCorp © 2024 |